Одна из основных тенденций в развитии отечественного искусства характеризуется интересом художников-профессионалов к освое¬нию различных проявлений современной массовой культуры. Так, на¬пример, популярные изображения зооатропоморфных персонажей, именуемые в западной традиции «фурри-артом», заметно расшири¬ли диапазон привычных анималистических образов. В пространстве российского искусства среди множества «очеловеченных» животных первенство, безусловно, принадлежит семейству кошачьих.
Стоит ли говорить, что симпатия человека к кошке берет свое на¬чало в глубокой древности. Изучение изображений кошек, их значения в истории культуры и искусства охватывает широкий круг вопросов. Часто последние дают ключ к столь свойственному ушедшим эпохам символическому истолкованию мира. Древнейшие изображения ко¬шек появились еще на стенах палеолитических пещер. Позднее они возникают на свитках египетских папирусов и хрупких листах средне¬вековых манускриптов, ренессансных фресках и мозаиках. Много веков подряд, пока природа осознавалась как арена борьбы добрых и злых сил, кошки изображались помощниками человека и добрыми вестниками или, напротив, выступали как пособники хаоса и символы небесных знамений, предвещающих бедствия. И то и другое свиде¬тельствовало как о любви к природе, так и о страхе перед ней.
Сегодня, когда ни мифология, ни религия уже не отражают всех аспектов человеческого бытия, кошка по-прежнему остается од-ним из самых востребованных объектов изображения: она прочно утвердилась в книжной иллюстрации, регулярно появляется на от-крытках, календарях и постерах. Во многих музеях мира изображе¬ния кошек - одни из самых популярных экспонатов, не говоря уже
о частных коллекциях, Следует признать, что подобное творчество, безусловно, вышло за рамки анимализма, Это своего рода совре¬менный фольклор - внеканоничная, индивидуальная по своей сути форма искусства, И его истоки, возможно, следует искать вовсе не в области изобразительного,
Пожалуй, любовь к кошке как домашнему питомцу неизменно порождает в современном человеке эмпатию, яркое желание, пол¬ностью дистанцировавшись от привычного бытия, присвоить себе собранные воедино аспекты кошачьей жизни. Таким образом, подсо¬знательное очеловечивание пушистых любимцев приводит к мысли, что они настолько похожи на людей, что и людям есть чему у них поучиться, Это ли не повод для создания полотен, офортов, рисунков, посвящен¬ных кошке как полноправному члену человеческого сообщества.
Тема кошки и кошачьего мира, как реального, так и воображае¬мого, неизменно вдохновляет многих российских художников, Стоит отметить хотя бы некоторых из них, Ведь умение интерпретировать, ис¬пользовать загадочный образ животного для воплощения собственных мыслей, чувств, представлений требует постоянного труда, терпения и таланта. Эти качества в полной мере присущи представленным ниже авторам. Так, для офортиста Владимира Верещагина изображе¬ния кошек, а точнее котов, явный повод для самоиронии, выражение философского, гедонистического понимания жизни, Другой мастер эстампа - Ирина Маковеева, напротив, уверенно придерживается классической анималистической традиции. Острый взгляд графи¬ка неизменно нацелен на художественно-образную характеристику животного. Олеся Сержантова, очевидно, чувствует эмоциональную близость мира кошек к миру женщин и успешно объединяет их в ка¬мерных живописных портретах и натюрмортах, Меланхоличные го¬родские пейзажи Алексея Зуева удачно дополняются образами котов, по-своему сопереживающих человеческим эмоциям, Способность поэтично, с одухотворенной проникновенностью воспринимать со¬временную жизнь и передавать ее средствами анималистической за¬рисовки отличает авторский почерк Екатерины Кривошей, Романтич¬ные, немного трогательные коты Киры Паниной несут в себе элемент красоты, изящества, интеллигентности и тонкого вкуса. А яркие, фан¬тастические - Дарьи Журавлевой выдают раскованность авторской мысли, даря безграничный простор для зрительского воображения.
Что и говорить, калейдоскоп кошачьих изображений то наводит на серьезные размышления, то подбадривает, склоняя к шутке и веселью, но за этим всегда скрыто нечто большее. Безусловно, каждое новое поколение, каждая волна культурного развития создает свои особые неповторимые образы, И, возможно, причудливый и многоликий об¬раз кошки в не меньшей степени выявляет облик, жизненные позиции, интересы, интеллектуальные и эстетические критерии современного общества, чем непреходящие образцы высокого искусства.
А.С. Епишин, магистр искусств, искусствовед,
Стоит ли говорить, что симпатия человека к кошке берет свое на¬чало в глубокой древности. Изучение изображений кошек, их значения в истории культуры и искусства охватывает широкий круг вопросов. Часто последние дают ключ к столь свойственному ушедшим эпохам символическому истолкованию мира. Древнейшие изображения ко¬шек появились еще на стенах палеолитических пещер. Позднее они возникают на свитках египетских папирусов и хрупких листах средне¬вековых манускриптов, ренессансных фресках и мозаиках. Много веков подряд, пока природа осознавалась как арена борьбы добрых и злых сил, кошки изображались помощниками человека и добрыми вестниками или, напротив, выступали как пособники хаоса и символы небесных знамений, предвещающих бедствия. И то и другое свиде¬тельствовало как о любви к природе, так и о страхе перед ней.
Сегодня, когда ни мифология, ни религия уже не отражают всех аспектов человеческого бытия, кошка по-прежнему остается од-ним из самых востребованных объектов изображения: она прочно утвердилась в книжной иллюстрации, регулярно появляется на от-крытках, календарях и постерах. Во многих музеях мира изображе¬ния кошек - одни из самых популярных экспонатов, не говоря уже
о частных коллекциях, Следует признать, что подобное творчество, безусловно, вышло за рамки анимализма, Это своего рода совре¬менный фольклор - внеканоничная, индивидуальная по своей сути форма искусства, И его истоки, возможно, следует искать вовсе не в области изобразительного,
Пожалуй, любовь к кошке как домашнему питомцу неизменно порождает в современном человеке эмпатию, яркое желание, пол¬ностью дистанцировавшись от привычного бытия, присвоить себе собранные воедино аспекты кошачьей жизни. Таким образом, подсо¬знательное очеловечивание пушистых любимцев приводит к мысли, что они настолько похожи на людей, что и людям есть чему у них поучиться, Это ли не повод для создания полотен, офортов, рисунков, посвящен¬ных кошке как полноправному члену человеческого сообщества.
Тема кошки и кошачьего мира, как реального, так и воображае¬мого, неизменно вдохновляет многих российских художников, Стоит отметить хотя бы некоторых из них, Ведь умение интерпретировать, ис¬пользовать загадочный образ животного для воплощения собственных мыслей, чувств, представлений требует постоянного труда, терпения и таланта. Эти качества в полной мере присущи представленным ниже авторам. Так, для офортиста Владимира Верещагина изображе¬ния кошек, а точнее котов, явный повод для самоиронии, выражение философского, гедонистического понимания жизни, Другой мастер эстампа - Ирина Маковеева, напротив, уверенно придерживается классической анималистической традиции. Острый взгляд графи¬ка неизменно нацелен на художественно-образную характеристику животного. Олеся Сержантова, очевидно, чувствует эмоциональную близость мира кошек к миру женщин и успешно объединяет их в ка¬мерных живописных портретах и натюрмортах, Меланхоличные го¬родские пейзажи Алексея Зуева удачно дополняются образами котов, по-своему сопереживающих человеческим эмоциям, Способность поэтично, с одухотворенной проникновенностью воспринимать со¬временную жизнь и передавать ее средствами анималистической за¬рисовки отличает авторский почерк Екатерины Кривошей, Романтич¬ные, немного трогательные коты Киры Паниной несут в себе элемент красоты, изящества, интеллигентности и тонкого вкуса. А яркие, фан¬тастические - Дарьи Журавлевой выдают раскованность авторской мысли, даря безграничный простор для зрительского воображения.
Что и говорить, калейдоскоп кошачьих изображений то наводит на серьезные размышления, то подбадривает, склоняя к шутке и веселью, но за этим всегда скрыто нечто большее. Безусловно, каждое новое поколение, каждая волна культурного развития создает свои особые неповторимые образы, И, возможно, причудливый и многоликий об¬раз кошки в не меньшей степени выявляет облик, жизненные позиции, интересы, интеллектуальные и эстетические критерии современного общества, чем непреходящие образцы высокого искусства.
А.С. Епишин, магистр искусств, искусствовед,